Сайт YellowDice, сайт об игровых костях и коллекционировании.
Заходите, пишите.
назад, в библиотеку назад, в общий раздел на главную
Так что же такое кости?
Игральные кости представляют собой
небольшие кубики, являющиеся основной принадлежностью ряда игр, в которые
играют как в игорных домах, так и на домашних вечеринках и приемах. Отдельно
взятый кубик и называется костью. Каждая грань стандартной кости имеет от одной
до шести точек. Точки располагаются по стандартному шаблону, причем таким
образом, чтобы сумма чисел точек, расположенных на противоположных гранях,
всегда равнялась семи: один и шесть, два и пять, три и четыре. Комбинации из
шести точек плюс количество костей в игре определяют правила игры и
математические вероятности различных исходов.
В большинстве игр кости бросаются (выкатываются,
выщелкиваются, выстреливаются, подбрасываются, швыряются) с руки или из
специальной емкости, называемой «стаканом», таким образом, чтобы они упали
произвольно. Решающими считаются грани с тем количеством точек, которое
находится наверху после полной остановки кости. Комбинация
точек на верхних гранях костей решает, в соответствии с правилами той или иной
игры, выиграл ли бросивший кости (называемый «метателем» («the
shooter»), проиграл, продолжит ли бросать кости или
вообще полностью их потерял.
Софокл утверждал, что игральные кости изобрел грек по имени Паламед во время осады Трои. Геродот, однако, считал, что
их изобрели лидийцы во времена царя Атиса. Однако эти свидетельства об «изобретении»
опровергаются многочисленными археологическими находками, доказывающими, что
игральные кости применялись во многих более ранних обществах. Кости, до того
как они стали принадлежностью азартных игр, были магическим инструментом,
который использовался древними народами для предсказания судьбы. Вероятно,
предшественниками игральных костей были бабки (таранные кости, надкопытный сустав
ноги животного), имеющие различную форму своих четырех поверхностей. На
арабском языке название этих суставных костей совпадает с названием игральных
костей.
Древнейшие народы всего земного шара: североамериканские индейцы, ацтеки и
майя, жители островов южных морей, эскимосы и африканцы – играли в азартные
игры с костями из самых разнообразных материалов, самых причудливых форм и
разметок. Они использовали кости, сделанные из сливовых и персиковых косточек,
из семян, из костей быков, карибу, лосей, из оленьих рогов, из гальки,
керамики, скорлупы ореха, зубов бобра или сурка. В более поздние времена в
Греции и Риме (хотя большая часть применявшихся в то время игральных костей
изготавливалась из обычной или слоновой кости) некоторые делались из бронзы, агата,
горного хрусталя, оникса, чагата (черного янтаря),
гипса, фарфора и других материалов.
Памятники письменности разных стран и народов содержат не только упоминания об
игральных костях, но и о мошенничестве при игре в кости. Игральные кости
кубической формы с точечной разметкой, практически эквивалентные современным,
находят в Китае при раскопках, датируемых 600 г. до
н.э. и на египетских камнях, датируемых 2000 г. до н.э. и ранее. Еще в
древнейшем санскритском эпосе Махабхарата, написанном в Индии более 2000 лет
тому назад, можно найти упоминание об игральных костях.
Кости различных форм являются древнейшей принадлежностью азартных игр,
известной человеку. С их помощью играли и играют в бесчисленное множество игр.
Самая популярная азартная игра, в которую играют в игорных домах, – КРЭПС –
играется двумя костями, ЧАК-Э-ЛАК (Chuck-a-Luck),
ХЭЗАРД (Hazard) и ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ-ШЕСТЬ играются тремя
костями. На домашних вечерах и приемах играют в различные варианты ПОКЕРА. Все
они играются пятью костями, а многие варианты игр у стойки бара (например,
ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ) играются десятью костями. При игре в БЭКГАММОН (ТРИКТРАК) и в
сотнях других игр на доске две кости или более бросают для определения хода.
Современные игральные кости делаются из
пластмасс на основе целлюлозы или из других материалов. Имеются два вида таких
игральных костей: кости высшего качества, предназначенные для казино, которые
изготавливаются вручную и выдерживают допустимые отклонения 1/5.000 дюйма (такие кости используются обычно в игорных домах для
игры в КРЭПС) и обычные кости с закругленными углами (их еще называют «кости
для аптеки» или «кости для кондитерской») – они машинного производства и
предназначены обычно для игры дома или у стойки бара. Современные кости для
казино выпиливаются из экструдированных пластмассовых
стержней. Точки высверливаются приблизительно на 17/1000 дюйма в глубину грани.
Затем получившиеся углубления заполняются краской того же веса, что и
высверленный пластик, тщательно полируются, и поскольку никаких вдавлин не остается,
они известны как «гладкоточечные кости».
Казино в большинстве случаев используют красные гладкоточечные
кости. Они прозрачные и выпускаются наборами по пять штук. Стандартный размер,
применяемый в большинстве казино мира, – 0,750 дюйма. Ребра обычно острые и
называются лезвийными ребрами либо слегка заточены и называются перьевыми
ребрами. Кости для казино обычно имеют нанесенную на них специальную монограмму
своего казино и кодовые серийные номера, чтобы воспрепятствовать мошенничеству
при игре в кости. Высококачественные игральные кости,
использующиеся в различных играх, колеблются в размерах от крошечных
целлулоидных или костяных с ребром 0,250 дюйма до костей увеличенного размера с
ребром 0,770 дюйма. Кости высшего качества с вогнутыми точками хотя и
употребляются, но в казино их теперь можно встретить лишь изредка.
Употребляются также пирамидальные, пятигранные и восьмигранные кости с самым
разнообразным дизайном граней.
Игральные кости, изготовленные специально в целях мошенничества, находили в
могилах Древнего Египта и Древнего Востока, в доисторических могилах в Северной
и Южной Америке. Любая игральная кость, не являющаяся правильным кубом, не
будет действовать в соответствии с точным математическим расчетом. Такие кости
называют «болванками». «Болванки» – это кубики, слегка сточенные по одной
стороне или более, так что они по форме больше напоминают кирпич и потому
стремятся упасть чаще всего на большую сторону. «Болванка» – наиболее
распространенный тип мошеннической игральной кости.
Утяжеленные кости имеют идеальную кубическую форму, однако избыточный вес под
некоторыми из граней заставляет противоположные грани выпадать вверх чаще, чем
при нормальной кости.
Кости, у которых одна или более граней дублируются на
противоположной стороне, причем некоторые цифры на них вовсе отсутствуют, а
другие выпадают слишком часто и никогда не составляют некоторых чисел
(например, две кости с дублированными цифрами 3-4-5 и 1-5-6 никогда не дадут в
комбинации сумму 2, 3, 7 или 12, а это как раз те самые комбинации, с которыми
только и можно проиграть в КРЭПС) – такие кости называются «вершки и
донышки». Они применяются, как правило, лишь очень опытными мошенниками,
которые вводят их в игру с помощью ловкости рук. Поскольку невозможно видеть
более чем три стороны любого кубика сразу, маловероятно обнаружение «вершков и
донышек» неопытным игроком.
Возможно мошенничество и при игре нормальными костями. Мошенник бросает кости
таким образом, что одна или две из них вместо произвольного вращения вращаются
вокруг продольной оси так, чтобы кость легла вверх заранее предопределенной
стороной.
Некоторые мошенники, применяя для игры одеяло или другую мягкую поверхность,
выкатывают одну или обе кости прямо перед собой так, чтобы они катились, как
катушки. Таким образом две боковые грани каждой из
костей не могут появиться вверху (точнее, появляются реже, чем остальные), чем
снижается опасность появления определенных комбинаций чисел.
Если кости высокого качества, искусство
в большинстве игр с костями состоит в том, чтобы знать математическую
вероятность появления любой суммы чисел на верхних гранях при произвольном
бросании двух или более костей. Однако можно выиграть случайно, заключая пари
при шансах даже менее благоприятных, чем это диктуется теорией вероятностей.
Полные вероятности (ultimate probabilities)
подчиняются законам сочетаний и перестановок (laws of combinations and permutations), но в
большинстве игр с костями они определяются применением простой арифметики.
Основным допущением является то, что любая грань каждой из костей может с
одинаковой вероятностью оказаться наверху. При симметричной кости с шестью
гранями каждая из граней имеет одинаковые шансы с остальными, так что можно
ожидать, что каждая из них выпадет в среднем один раз на шесть бросков. Итак,
ее вероятность 1/6, или это шансы 5 против 1, что какая-либо грань не появится
снова при следующем броске.
В играх с двумя костями каждая грань одной кости может комбинироваться с каждой
из шести граней другой кости, что составит 6*636 комбинаций. Вероятность
того, что комбинация из двух одинаковых номеров (например – двух шестерок или
двух пятерок, и т. д. появится при одном броске, равна 1 на 36 или 1/36.
Это означает, что шанс появления любой комбинации, кроме двух 6 или двух других
одинаковых номеров при одном броске, 35 против 1. Когда играют тремя костями
(например, при игре в ЧАК-Э-ЛАК), общее число комбинаций составит 6*6*6 = 216.
Когда играют с использованием четырех костей, общее число комбинаций составит
уже 6*6*6*6 = 296 и т. д. Шансы появления того или иного числа при одном броске
костей рассчитываются сравнением количества благоприятных и неблагоприятных
шансов. Например, общая сумма 5 при игре с четырьмя костями может получиться
только при условии, если в одном броске выпадет 1-1-1-2, 1-1-2-1, 1-2-1-1 и
2-1-1-1. Значит, можно ожидать появления числа 5 четыре раза на 1296 бросков,
что составляет шансы непоявления 1292 к 4 или 323 к
1, а это говорит о том, что появление такой комбинации весьма маловероятно.