Сайт YellowDice, сайт об игровых костях и коллекционировании.
Заходите, пишите.
назад, в библиотеку назад, в общий раздел на главную
Мошенничество с
игровыми костями
Если философия
никак не может решить вопрос о том, что первично: материя или сознание, яйцо
или курица, то с мошенничеством в азартных играх дело обстоит не менее сложно.
Что более присуще
человеку - желание играть и развлекаться или стремление обмануть ближнего? Казалось бы, даже странно предполагать, что тот
или иной шулерский приём появился на свет раньше, чем сама игра, в которой он
применяется. Однако, не будем спешить с выводами.
Специалисты назовут вам десятки игр, про которые доподлинно известно, что они
придуманы жуликами специально для "лохов". Таковы орех и скорлупка , по некоторым предположениям - 20-карточный покер,
камчатский преферанс, игра в три карты и, вне всякого сомнения, изумительная по
простоте шах-санам , в которую вот уже без малого 20
лет "разводят" пассажиров поездные шулера на огромных просторах 1/6
части суши и для которой придумано множество эффектных названий: королевский
фаворит, японская сека и т.д.
Поскольку игры с
костями намного старше всех карточных и других современных игр, то и шулерские
приёмы, используемые в этих играх, стары, как мир. Раскопки самых древних
культур извлекают на свет игральные кости, а уже из них - металлические
стержни, свинцовые наполнители и другие доказательства того, что бог плутовства
и богиня игры - родные брат и сестра. Как уже говорилось в разделе
"История", Франсуа Вийон оставил нам свидетельство распространённости
шулерской игры в XV веке, завещав своему приятелю поддельные игральные кости,
залитые изнутри свинцом, а средневековый законодатель - указ 1396 года против
распространившихся поддельных костей.
Из событий
новейшей истории известен арест трёх американцев в казино Монте-Карло за
подмену игральных костей. До ареста они успели выиграть несколько тысяч
долларов. Принц Ренье помиловал только одного из них, страдавшего каким-то
недугом, двое других были подвержены тюремному заключению на 2 года.
Мы перечислим
здесь несколько самых известных приёмов мошенничества с игральными костями и
сделаем это вовсе не для того, чтобы посеять между играющими сторонами взаимное
недоверие и подозрительность. Наоборот, знание рождает спокойствие и
уверенность. Игрок, посчитавший, что он может "толкнуть" какой-то
номер, должен знать, что почти все "номера" в этой игре известны не
одно столетие. А казино уже самим фактом распространения этих знаний свидетельствует
свою предрасположенность к открытости и честности. Более того, казино, взимая с
каждой игры процент в свою пользу, обеспечивает при этом контроль
за тем, чтобы шулерские приёмы в игре не применялись. Во всяком случае,
так должно быть в респектабельном заведении, которое дорожит своей репутацией.
Поддельные
кости
1. Неравновероятностные кости (Percentage
dice)
Все наши
рассуждения о вероятностях выпадения различных комбинаций основывались на
допущении, что мы имеем дело с костями идеальной кубической формы. Такими они и
должны быть, и поставщики оборудования для казино используют высокоточное
оборудование при изготовлении игральных костей. Стандартными для казино
являются кости ручной работы.
Любая кость, не
имеющая идеальной кубической формы, меняет характер игры, т.к. вероятности
выпадения различных граней становятся не одинаковыми. Неправильные по форме
кости - самый распространённый тип шулерских костей. Всего же можно выделить
следующие типы шулерских костей:
кости со
скошенными плоскостями;
со смещённым
центром тяжести (утяжелённые или облегченные изнутри с одной стороны);
кости с неверной
разметкой, которыми невозможно выбросить некоторые суммы очков.
Легко себе
представить, как будет происходить игра в Sic Bo, Dice, Craps,
Seven Eleven или любую
другую игру с костями, в которых вероятности выпадения различных граней не
одинаковы. Игрок, который знает об этом, будет ставить на выпадение тех граней,
или на такие комбинации, которые появляются чаще других.
Попробуем
разобраться в нашей классификации подробнее.
1.1. Кости
неправильной формы (Shapes)
Понятно, что
кость будет чаще ложиться на ту свою грань, которая имеет бoльшую площадь. Если подточить кубик с одной стороны,
то сточенная грань, равно как и противоположная ей, будет выпадать чаще
остальных.
Чем больше
мошенник уверен в том, что его жертва ничего не заподозрит, тем бoльшую часть кости он стачивает,
добиваясь бoльшей вероятности выпадения нужной грани.
Для разных игр,
очевидно, жулики делают разные заготовки. Например, если в играх Dice или Craps сточить грани с
единицей и шестёркой на двух костях, то 7 очков, получающиеся при выпадении 1 и
противоположной ей 6, будут приходить чаще, чем обычно. Если на одной кости
сточить грани 1-6, а на другой 3-4, то чаще других будут выпадать следующие
очки: 4, 5, 9, 10 (образуемые сочетанием подточенных граней). Если на одной
кости сточены грани 2-5, а на другой 3-4, то наиболее частыми комбинациями
станут 5, 6, 8, 9. Жулик будет знать, на что ставить.
Иногда мошенники
стачивают не противоположные, а прилегающие грани. Если сточить 6 и 3, то грани
6-1 и 3-4 становятся прямоугольниками с большей площадью, чем 5-2. Когда два
кубика сточены подобным образом, семёрка выпадает чаще, чем ей положено по
вероятности. Точно к такому же эффекту приводит стачивание граней 1-6 и 5-2 или
3-4 и 5-2.
1.2. Кости с
выпуклыми гранями (Bevels)
Если одна или
несколько граней кубика обтёсаны таким образом, что их поверхность слегка
закруглена и является не вполне плоскостью, то кубик редко ложится на эту грань.
Ему проще остановиться на плоской грани. Чтобы распознать такие кубики,
достаточно совместить их грани между собой и делать это, меняя грани
попеременно. Если грани не прилегают плотно, и кубики качаются относительно
друг друга, то мы имеем дело с дефектным экземпляром.
1.3. Кости со
сточенными фасками (Cut edges)
Обычно с рёбер
кубиков снимают фаску, чтобы они могли катиться. Положено, чтобы фаска была
снята под углом 45 градусов по отношению к обеим прилегающим граням. Если
изменить угол фаски, то это приведёт к тому, что одна грань по площади станет
меньше, а другая - больше. Естественно, это повлияет на вероятности их
выпадения. Чтобы распознать этот дефект (или злой умысел), нужно прикладывать
разные грани друг к другу, сравнивая величину разделительной линии - щелки,
образуемой двумя фасками. Если эта щелка будет иметь разные размеры при
соединении различных граней, значит фаска была
сточена.
1.4. Кости со
смещённым центром тяжести (Loaded dice)
Если работу над
формой игральной кости можно назвать внешней, то смещение центра тяжести
является делом сугубо внутренним. Внешне кость может выглядеть кубом идеальной
формы, но лишний вес под одной из граней будет приводить к тому, что
противоположная грань будет выпадать чаще других. Вопреки распространённым
представлениям, кости со смещённым центром тяжести никогда не делают таким
образом, чтобы всегда выпадала одна и та же грань. Избыточный вес совсем не так
велик, чтобы кость вела себя, как Ванька-Встанька. Вы
будете долго играть такой костью и ничего не заметите. Просто в долгой игре
некоторые грани будут выпадать чаще, чем это должно быть по теории
вероятностей. Как и кости неправильной формы, кости со смещённым центром
тяжести являются неравновероятностными костями.
Многие игроки в
кости считают, что прозрачные кости не могут быть начинены. Это заблуждение.
Те, кто занимается подделкой игральных костей профессионально, не находят
задачу слишком сложной. Они высверливают дырочки разметки на смежных гранях
чуть глубже обычного и наполняют отверстия золотой, платиновой или вольфрамовой
амальгамой, покрытой светонепроницаемой краской. Если это хорошая работа, то
остальные дырочки разметки также высверливаются на ту же глубину и заполняются
обычной краской. При внимательном осмотре можно убедиться, что все отверстия
имеют одинаковую глубину и неотличимы по внешнему виду.
Почему-то принято
считать, что метание костей о противоположный бортик стола защищает от
мошенничества. Это правило предохраняет только от поставленного умелого броска,
но не против неравновероятностных костей.
Но существуют
специальные тесты и для выявления костей со смещённым центром тяжести.
Лучший способ -
это наполнить водой высокий стакан, поднести проверяемую кость к самой
поверхности и мягко опустить в воду. Проделайте эту операцию несколько раз,
всякий раз держа кубик разными гранями кверху. Если он всегда опускается ровно,
просто тонет - всё в порядке. Если же он поворачивается в процессе погружения,
и наверху оказываются одни и те же грани, а другие - никогда, дело плохо: центр
тяжести кубика смещён.
Если под рукой
нет стакана с водой, можно проверить кубик другим способом. Поместите
противоположные углы между большим
и указательным пальцами и старайтесь держать, почти не сжимая, чтобы он
чувствовал себя как можно свободнее. Попробуйте все 4 пары противолежащих по
диагоналям вершин куба. Если центр тяжести смещён, когда более тяжёлая сторона
окажется наверху, кубик у вас в руках будет пытаться повернуться тяжёлой
стороной вниз. Ощущение вращения не даст вам ошибиться.
1.5. Кости с
неодинаково отполированными поверхностями
Разница в
коэффициенте трения, которое возникает между гранью игральной кости и сукном
стола, даёт незначительное изменение вероятностей выпадения тех или иных
граней. Однако, в длительной игре это обстоятельство
может дать некоторый перевес. Существенно и то обстоятельство, что такую кость
практически невозможно распознать, если не знать о существовании этого приёма.
1.6. Кости со
скошенными углами
Когда некоторые
вершины кубика образованы углами, отличными от 90 градусов, кубик чаще будет
ложиться на ту грань, в сторону которой направлен более пологий угол. Эта
подделка кости даёт незначительное преимущество, которое, тем не менее сказывается при длительной игре.
2. Кости с
неправильной разметкой
Не станем
говорить о костях, на всех гранях которых нанесено число 3. Понятно, что в
играх с двумя костями они всегда будут давать дублет 3-3, а в играх с тремя
костями - триплет 3-3-3. Неискушённый человек может выразить недоумение: такого быть не может - всякий сразу заметит! Поверьте на
слово, проходит. Когда других шансов не остаётся, жулик мечет из рукава (или из
стаканчика с двойным дном) свои троечные кубики и, пока жертва удивляется
необычному стечению обстоятельств, прячет их назад под разговоры о
неисповедимости случая.
Гораздо
безобиднее смотрятся кубики, на которых не один, а целых три номера, нанесённые
на противоположные грани. Поскольку одновременно можно видеть только три грани,
то повторяющихся цифр не видно. Какой это даёт эффект, судите сами: 2 кости с
разметкой 3-3-4-4-5-5 и 1-1-5-5-6-6 никогда не выбросят комбинаций 2, 3, 7 или
12 .
Даже обычная
разметка, нанесённая не по правилам, даёт мошенникам большие преимущества.
Например, расположенные на противоположных гранях цифры 1 и 2 дают возможность
хорошему исполнителю катить кубики таким образом, что обе маленькие цифры
остаются сбоку: так задана плоскость вращения кубика в момент броска. В
результате чаще выпадает крупная комбинация.
Популярность игр
с костями, таких как Dice, Craps
и их разновидностей, подвигла мошенников к изобретению огромного множества
костей с неправильной разметкой, дающих в игре значительное преимущество.
Например, делают кости, на которых только одна грань из шести размечена
неправильно - 2 вместо 5 или, наоборот, 5 вместо 2. Одинаковые обозначения
наносятся на противоположные грани, и распознать поддельную кость становится
нелегко (во всяком случае, не заметишь, пока не возьмёшь в руки). Такие кости
даже имеют специальные названия: дубль 2 или дубль 5. На двух костях
"дубль 2" никогда не выпадет число 11 или дублет 5-5, а на двух
костях "дубль 5" никогда не выпадет тройка или дублет 2-2.
Если из двух или
трёх костей, участвующих в игре, только одна поддельная, а другие нормальные,
то распознать мошенничество ещё сложнее, потому что кажется, что выпадают все
комбинации, но на деле вероятности их появления значительно отличаются.
Приведём табличку, иллюстрирующую этот тезис для двух игральных костей.
Суммы номеров / |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
2 нормальные кости |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
“дубль 2” и нормальная
кость |
1 |
3 |
4 |
5 |
5 |
6 |
5 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 кости “дубль 2” |
1 |
4 |
6 |
6 |
5 |
4 |
5 |
2 |
2 |
0 |
1 |
“дубль 5” и нормальная
кость |
1 |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
5 |
5 |
4 |
3 |
1 |
2 кости “дубль 5” |
1 |
0 |
2 |
2 |
5 |
4 |
5 |
6 |
6 |
4 |
1 |
3. Магнитные
игральные кости
Такие кости
содержат металлические вставки (обычно это решётка из тонкой стальной проволоки
или круглые стальные диски), которые вгоняются в отверстия, маркирующие очки на
гранях. Обычно металлом начиняются 4 грани, противоположные тем, которые должны
выпадать по замыслу изготовителя. В столе находится электромагнит, при
включении которого начинённые грани притягиваются.
Для проверки
игральных костей на предмет содержания железа не существует, как считает Скарне, безопасного способа:
Проще всего
приложить к кости магнит. Но в респектабельном казино эти действия лишены
смысла, а в разбойничьем гнезде вам, скорее всего, придётся в
этом случае быстро познакомиться с местным вышибалой и в скором времени вы
обнаружите себя сидящим на улице и мечтающим о том, чтобы неподалёку
проезжала скорая помощь. При этом вы так и не будете знать наверняка, были ли
кости магнитными.
Кроме магнита
может оказаться полезным тест со стаканом воды, в которой начинённая кость
должна при погружении переворачиваться утяжелённой стороной вниз.
4.
"Переводные" игральные кости
Внутри кубика
протачивается желобок, в который заливается капля ртути. Входное отверстие
желобка наглухо заделывается и маскируется. Ртуть имеет возможность перетекать
из одного конца желобка в другой. Достаточно подержать кость перед броском
несколько секунд в нужном положении, чтобы она встала при броске в то же самое
положение, в котором её держали. Так как ртуть не растекается, а капля
перемещается медленно, она не успевает перетечь в другую сторону за то время,
пока кубик вращается при броске. Естественно, выбирать можно только между двумя
противоположными положениями, например, между 1 и 6.
Нужно сказать,
что прозрачность кубиков является достаточно надёжной защитой от этого вида
мошенничества.
Мошенничество
с использованием "честных" костей
Про
"исполнителей" в кости, умеющих выкинуть любую комбинацию, ходят
легенды. Однако весьма немногие люди понимают, как далеки эти легенды от
реальности. Скорее всего, выражение "он зарами
командует" имеет буквальный смысл: такой человек (если он вообще
существует) либо страстно желает выпадения какой-либо комбинации, и тогда его
желание сбывается; либо он прибегает к помощи потусторонних сил. Заметим при
этом, что "командующему" не обязательно бросать кости самому, поэтому
и упрекнуть его не в чем.
В
действительности же, люди, связавшие свою жизнь с играми в кости, знают, что
при длительной тренировке можно приобрести и отшлифовать технику броска,
позволяющую, если не наверняка выбросить заданную комбинацию, то значительно
увеличить вероятность её появления.
Один из способов
- при броске придать кости вращательный импульс параллельно плоскости стола. В
момент броска кость должна находиться нужной стороной кверху. Падая, она
сохраняет вращение, препятствующее переворачиванию (опрокидыванию).
Другой способ -
катить кость в заданной плоскости. При таком качении две грани, находящиеся
сбоку, имеют гораздо меньше шансов выпасть, чем остальные четыре.
Третий способ -
заставить кость скользить в нужном положении. Этот бросок можно использовать
только в условиях достаточно скользкой поверхности: линолеум и т.п.
Не станем
обсуждать технику исполнения бросков, потому что она не оказывает существенного
влияния на игры в казино. Здесь бросают кости о противоположный борт игрового
стола, чаще всего кости бросают из специального стаканчика, а в игре Sic Bo бросок костей осуществляет
специальный механизм.
Защита от
мошенничества
Когда великого
знатока игр Джона Скарне спросили, может ли он, с его
огромным опытом и знаниями, быть уверенным в том, что против него играют
честно, эксперт ответил: "К сожалению, нет". И мы разделяем его
мнение - как любил говорить Зюзя, за всем не уследишь.
Абсолютную уверенность в том, что его не обманут в игре, может испытывать
только тот человек, который никогда не играет. Лучшей защитой от мошенничества
могут быть знания, часть которых вы почерпнули в этой главе.
Суммируя
информацию о мошенничестве в играх с костями, перечислим несколько способов
контроля. Сомневающийся должен проверить:
Все ли номера
(1-2-3-4-5-6) присутствуют на гранях кубика.
Сумма номеров на
противоположных гранях всегда должна быть равна 7.
Все грани должны
иметь одинаковую площадь и быть одинаково плоскими.
Все грани должны
быть одинаково гладкими.
Зазоры между двумя
приложенными друг к другу кубиками должны иметь одинаковую величину (фаска с
рёбер снимается под углом 45 градусов).
Вершины и рёбра
кубиков должны иметь правильную форму. Если они скруглены, то следует
проследить за тем, чтобы скругление было одинаковым
на всех углах.
Отверстия,
маркирующие очки на гранях, должны быть просверлены на одинаковом расстоянии
друг от друга и на одинаковую глубину.
Тест на вращение
при погружении в жидкость или заменяющий его тест на
вращение между пальцами позволяет выявить кости со смещённым центром тяжести.
Прозрачные кости
предпочтительнее непрозрачных.
Бросок из
стаканчика предпочтительнее броска с рук
Самым лучшим
способом избежать мошенничества и не отказываться при этом от азартных
развлечений является выбор компании и места игры. Если ваши партнёры
добропорядочные люди, а заведение, в котором вы играете, имеет устойчивую
высокую репутацию, вы находитесь в большей безопасности, чем
если знаете лишний десяток шулерских приёмов и проверяете кости после каждого
броска. В этом смысле, каждый сам куёт своё счастье, выбирая - когда, где и с
кем.