Сайт YellowDice, сайт об игровых костях и коллекционировании.
Заходите, пишите.
назад, в библиотеку назад, в раздел
гадания на главную
Игральные
кости -
одна из древнейших игрушек человечества, постоянно использующаяся для различных
гаданий.
В античном мире были известны две
разновидности игральных костей: кубики и астрагалы -
продолговатые брусочки, обычно изготовлявшиеся из копытных бабок крупного
рогатого скота и имевшие только четыре "рабочих" грани. Астрагалы
гораздо древнее кубиков, а потому гадание на игральных костях традиционно
называется астрагаломантией.
В Европе астрагаломантия всегда была простонародным
гаданием и так и не вошла в ряды "больших" предсказательных искусств.
Правда, были попытки создания предсказательных текстов к разным комбинациям
игральных костей, но такие тексты не получили широкого распространения. Лишь в
Тибете вокруг астрагаломантии сложилась обширная
толковательная литература, которую не так давно начали переводить на
европейские языки.
Классическое тибетское гадание ШО МО на игральных костях имеет все основания
называться "большим" предсказательным искусством. Оно имеет почтенный
возраст, богатую литературную и интерпретационную традицию. Различные системы
ШО МО чрезвычайно популярны в Тибете. Чаще всего монахи гадают для мирян, в
этом случае предсказание обычно сопровождается настойчивым советом совершить
конкретный ритуал, предписываемый оракулом. Считается, что заниматься ШО МО для
других людей - это одна из форм "пути Бодхисаттвы", то есть
сознательного служения на благо всех живых существ.
Существует две основных разновидности ШО МО. Первая из них находится под
покровительством богини Полден Лхамо и использует три
кубика с цифрами от 1 до 6. Вторая разновидность имеет дело с двумя кубиками,
на гранях которых выгравированы шесть корневых слогов тибетского алфавита. Ее
покровитель - бог мудрости Манджушри.
Гадание с двумя кибиками, получившие наибольшее
распространение в Европе и вторая разновидность тибетского гадания ШО МО.